Что такое исследовательский проект?
Исследовательский проект – это вид проектной деятельности; самостоятельная работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований.

Согласно ФГОС, в результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования.
Почему стоит выбрать исследовательский проект?
Исследование – это безумно увлекательное научное путешествие, в котором вы сами выбираете маршрутную карту, попутчика (научного руководителя), а также исследуемые территории (область научного знания, предмет, объект исследования и др.).

Вас ждёт множество открытий, порой неочевидных для первого взгляда. Но, кажется, что именно их неявный характер доставляет больше всего радости исследователям и учёным.

Но это ещё не всё! Именно в исследовательской работе лучше всего возрастают навыки самостоятельности, аналитического подхода, проектной деятельности и работы с информацией.

Если вам немного тревожно и вы думаете, что исследование – это очень сложно, непонятно и затруднительно – это окей. Испытывать беспокойство – нормально, но важно помнить, что никто из исследователей (даже очень классных и авторитетных) не были таковыми в начале своего пути.

Если вы чувствуете энтузиазм и вовлечённость – этого хватит с излишком, чтобы начать свой исследовательский путь! А мы постараемся быть хорошими проводниками вместе с научными руководителями, которые будут курировать вашу работу в течение учебного года.
Я под впечатлением! Расскажите, а чем отличается исследование от реферата?
Исследовательская работа, скорее всего, будет отличаться от того, что вы делали раньше. Формат исследования предполагает расширение или получение нового научного знания.

Если сравнивать исследование с рефератом, то в последнем фокус делается на изложении существующего материала. В реферате излагаются уже известные данные, а далее происходит их резюмирование. В исследовательской работе тоже есть этап, связанный с анализом и резюмированием, однако, этот этап не является финальным, как в случае с рефератом.

В исследовании вы не просто резюмируете, но выбираете цель исследования, подбираете задачи (шаги для достижения цели), а также выдвигаете гипотезы. Далее для подтверждения гипотез, следуя методологии, проводите сбор и анализ данных, а затем уже делаете выводы по поводу того, подтвердились ли ваши гипотезы или нет.

Специфика научного исследования:

  • Знание истины как высшая ценность для научного исследования;
  • Соединение двух уровней знания: теоретического и эмпирического;
  • Критерии оценки качества научного знания: обоснованность + достоверность, т.е. внутренняя непротиворечивость картины мира + ясная соотнесенность между картиной мира и самим миром;
  • Постулаты научного этоса: универсализм, бескорыстность, организованный скептицизм.
Какой может быть исследовательская работа?
Исследовательская работа может быть разной по своему целеполаганию, поэтому мы распределяем её на два типа: исследовательскую и проектную.
Исследовательская работа в большей степени направлена на анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, благодаря чему происходит закрепление и проявление новых знаний и умений в процессе реализации исследования.

Примеры тем исследовательской работы:
  • “Роль рекомендательных алгоритмов в конструировании вкуса (на примере пользователей музыкальных сервисов”;
  • “Трансформация волшебной сказки в творчестве Хаяо Миядзаки”;
  • “Политизация рэпа: сравнительное исследование русскоязычных и англоязычных текстов”.
Проектная исследовательская работа – это обоснованное решение практической задачи (например, решение проблемной ситуации), основанное на системном анализе выбранного объекта и предмета, проблемы (ситуации). То есть проектная исследовательская работа носит более прикладной, продуктовый характер.

Примеры тем проектной исследовательской работы:
  • “Разработка стратегии выхода “ВкусВилл” на зарубежный рынок”;
  • “Разработка прототипа мобильного приложения для людей с инвалидностью”;
  • “Модели ценообразования криптовалют”.
Я могу писать исследовательскую работу в группе?
Да, конечно.

По своему усмотрению, вы можете выбрать, как писать исследовательскую работу: индивидуально или в групповом формате. Для подтверждения группового участия вам нужно это предварительно согласовать с научным руководителем. Также научный руководитель изначально может предложить групповой формат: это происходит в том случае, когда есть конкретная тема проекта (от научного руководителя) и его реализация предполагает групповое участие.
Я хочу сделать креативное исследование. Это возможно?
Да, конечно! Наука – это не про скучные лекции и исследования. Наука может быть яркой и креативной. Мы рады содействовать нашим ученикам в том, чтобы они проявляли свои исследовательские интересы и способности в творческом формате.

Если вы выбираете креативный формат исследовательского проекта, то это могут быть:
  1. Визуальное исследование;
  2. Представление результатов исследовательской работы в креативном формате (комикс / видео / нейро-арт и др.).
Если вы выбираете креативную форму исследовательского проекта, предварительно вам нужно это обсудить и согласовать с научным руководителем.
Я хочу сделать в рамках исследование методическую рекомендацию по подготовке к олимпиаде. Это возможно?
Да, формат исследовательского проекта связан с кафедральной спецификой (например, структуры работ по математике и обществознанию будут отличаться).

Например, для кафедры математики и информатики есть форматы:
  1. Статьи (методичка, разбор темы по источнику);
  2. Инструмент для Discord, упрощающий приём задач в рамках учёбы в Школе ЦПМ;
  3. Анализ олимпиад;
  4. Новая красивая задача или исследование класса задач.
Формат исследовательского проекта вам нужно обязательно обсудить и согласовать с научным руководителем исследовательского проекта.
Как будет оцениваться моя работа?
Формула оценки за исследовательскую работу утверждается каждой кафедрой самостоятельно. Распространённой практикой в оценивании работы является распределение “веса” итоговой оценки между оценками научного руководителя, рецензента и комиссии.

Например, формула оценки может выглядеть следующим образом:
Оитог = 0,5 * Онр (научного руководителя) + 0,5 * Оком (защита на комиссии).
Эта формула означает, что итоговая оценка формируется на 50% из оценки научного руководителя, а на 50% – за защиту на комиссии. Округляется итоговая оценка арифметически.

Критерии оценивания работы также формируются на каждой кафедре самостоятельно. Под критериями подразумевается совокупность признаков, благодаря которым можно будет “распознать” качество работы.
Точные критерии оценивания должны предоставить вам научные руководители исследовательских проектов. Примером критериев оценивания можно считать следующие признаки:
  • Наличие и обоснованность исследовательской проблемы;
  • Корректность и обоснованность методологии;
  • Корректность использования методов анализа данных и др.
Что такое защита проекта?
Защита проекта – это устное выступление перед комиссией, где вы защищаете свой исследовательский проект.

Распространённой практикой является представление результатов в формате презентации + устное выступление. Критерии оценки выступления, порядок, состав комиссии формируются каждой кафедрой самостоятельно.

Обычно продолжительность выступления занимает не более 15 минут.
В какие сроки реализуется исследовательский проект?
Реализация исследования занимает период в течение примерно всего учебного года.

По окончании 1-ого модуля учащиеся должны определиться с видом проектной деятельности. В случае, если учащийся выбирает исследовательский трек, то ему необходимо выбрать тему исследовательского проекта до конца 2-ого модуля обучения.

Даты защит проектов назначаются кафедрами самостоятельно после согласования с менеджером Отдела набора и академического сопровождения Школы ЦПМ.

Важно, что защиты проектов для обучающихся в 11-ом классе должны пройти не позднее 28 апреля 2023 г. Для 10-ых классов предусмотрены две волны защиты проектов:
  • Не позднее 16 июня 2023 г.;
  • Не позднее 27 октября 2023 г.
Возможно ли получить “автомат”?
Да, возможно. Этот вопрос утверждается на уровне кафедры. Для получения точной информации узнайте у научного руководителя, что будет считать основанием для получения “автомата”.

Обычно к основаниям получения “автомата” относят участие в конкурсах, научных выступлениях, фестивалях и др.
Made on
Tilda