Формат исследования предполагает расширение или получение нового научного знания.
Если сравнивать исследование с рефератом, то в последнем фокус делается на изложении существующего материала. В реферате излагаются уже известные данные, а далее происходит их резюмирование. В исследовательской работе тоже есть этап, связанный с анализом и резюмированием, однако, этот этап не является финальным, как в случае с рефератом.
В исследовании вы не просто резюмируете, но выбираете цель исследования, подбираете задачи (шаги для достижения цели), а также выдвигаете гипотезы. Далее для подтверждения гипотез, следуя методологии, проводите сбор и анализ данных, а затем уже делаете выводы по поводу того, подтвердились ли ваши гипотезы или нет.
Специфика научного исследования:
- Знание истины как высшая ценность для научного исследования;
- Соединение двух уровней знания: теоретического и эмпирического;
- Критерии оценки качества научного знания: обоснованность + достоверность, т.е. внутренняя непротиворечивость картины мира + ясная соотнесенность между картиной мира и самим миром;
- Постулаты научного этоса: универсализм, бескорыстность, организованный скептицизм.