Что такое исследовательский проект?
Исследовательский проект – это вид проектной деятельности; самостоятельная работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований.

Согласно ФГОС, в результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования.
Чем отличается исследование от реферата?
Формат исследования предполагает расширение или получение нового научного знания.

Если сравнивать исследование с рефератом, то в последнем фокус делается на изложении существующего материала. В реферате излагаются уже известные данные, а далее происходит их резюмирование. В исследовательской работе тоже есть этап, связанный с анализом и резюмированием, однако, этот этап не является финальным, как в случае с рефератом.

В исследовании вы не просто резюмируете, но выбираете цель исследования, подбираете задачи (шаги для достижения цели), а также выдвигаете гипотезы. Далее для подтверждения гипотез, следуя методологии, проводите сбор и анализ данных, а затем уже делаете выводы по поводу того, подтвердились ли ваши гипотезы или нет.

Специфика научного исследования:
  • Знание истины как высшая ценность для научного исследования;
  • Соединение двух уровней знания: теоретического и эмпирического;
  • Критерии оценки качества научного знания: обоснованность + достоверность, т.е. внутренняя непротиворечивость картины мира + ясная соотнесенность между картиной мира и самим миром;
  • Постулаты научного этоса: универсализм, бескорыстность, организованный скептицизм.
Какой может быть исследовательская работа?
Исследовательская работа может быть разной по своему целеполаганию, поэтому мы распределяем её на два типа: исследовательскую и проектную.
Исследовательская работа в большей степени направлена на анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, благодаря чему происходит закрепление и проявление новых знаний и умений в процессе реализации исследования.

Примеры тем исследовательской работы:
  • “Роль рекомендательных алгоритмов в конструировании вкуса (на примере пользователей музыкальных сервисов”;
  • “Трансформация волшебной сказки в творчестве Хаяо Миядзаки”;
  • “Политизация рэпа: сравнительное исследование русскоязычных и англоязычных текстов”.
Проектная исследовательская работа – это обоснованное решение практической задачи (например, решение проблемной ситуации), основанное на системном анализе выбранного объекта и предмета, проблемы (ситуации). То есть проектная исследовательская работа носит более прикладной, продуктовый характер.

Примеры тем проектной исследовательской работы:
  • “Разработка стратегии выхода “ВкусВилл” на зарубежный рынок”;
  • “Разработка прототипа мобильного приложения для людей с инвалидностью”;
  • “Модели ценообразования криптовалют”.
Можно ли курировать групповой проект?
Да, конечно.

По своему усмотрению, вы можете выбрать, как курировать исследовательскую работу: индивидуально или в групповом формате.

Также вы изначально может предложить групповой формат: это происходит в том случае, когда есть конкретная тема проекта (от научного руководителя) и его реализация предполагает групповое участие.
Возможен ли креативный формат исследования?
Да, конечно! Наука – это не про скучные лекции и исследования. Наука может быть яркой и креативной. Мы рады содействовать нашим ученикам в том, чтобы они проявляли свои исследовательские интересы и способности в творческом формате.

Если выбирается креативный формат исследовательского проекта, то это могут быть:
  • Визуальное исследование;
  • Представление результатов исследовательской работы в креативном формате (комикс / видео / нейро-арт и др.).

Если ученик выбирает креативную форму исследовательского проекта, ему необходимо предварительно согласовать это с научным руководителем.
Какие форматы ещё возможны?
Формат исследовательского проекта связан с кафедральной спецификой (например, структуры работ по математике и обществознанию будут отличаться).

Например, для кафедры математики и информатики есть следующие форматы:
  • Статьи (методичка, разбор темы по источнику);
  • Инструмент для Discord, упрощающий приём задач в рамках учёбы в Школе ЦПМ;
  • Анализ олимпиад;
  • Новая красивая задача или исследование класса задач.
Формат исследовательского проекта обязательно обсуждается и согласовывается ребёнком с научным руководителем исследовательского проекта.
В какие сроки реализуется исследовательский проект?
Реализация исследования занимает период в течение примерно всего учебного года.

По окончании 1-ого модуля учащиеся должны определиться с видом проектной деятельности. В случае, если учащийся выбирает исследовательский трек, то ему необходимо выбрать тему исследовательского проекта до конца 2-ого модуля обучения.

Даты защит проектов назначаются кафедрами самостоятельно после согласования с менеджером Отдела набора и академического сопровождения Школы ЦПМ.

Важно, что защиты проектов для обучающихся в 11-ом классе должны пройти не позднее 28 апреля 2023 г. Для 10-ых классов предусмотрены две волны защиты проектов:
  1. Не позднее 16 июня 2023 г.;
  2. Не позднее 27 октября 2023 г.
Made on
Tilda