Кто такой научный руководитель?
Научный руководитель – это преподаватель, который осуществляет руководство научной деятельностью, помогает ученику двигаться к намеченной цели. Иначе говоря, научный руководитель – это наставник, который сопровождает ученика в течение всего исследовательского пути.

Почему стоит стать научным руководителем?
Исследование – это безумно увлекательное научное путешествие, в котором вы курируете маршрут, исследуемые территории (область научного знания, предмет, объект исследования и др.), тем самым помогая вашему подопечному открыть целый новый мир – мир науки.

Научный руководитель – это проводник ученика в мир научного знания. Именно благодаря его работе и содействию перед обучающимися появляется возможность погрузиться в исследовательский мир.

Как распределяется ответственность между мной и научным руководителем?
Ответственность за написание, реализацию и защиту исследовательского проекта в первую очередь лежит на ученике. Это прямой интерес, ответственность и обязанность ученика написать качественное исследование и защитить его на комиссии.

Вместе с тем, научный руководитель – важный участник исследовательских отношений. Благодаря научному руководителю учащийся получает экспертизу и обратную связь по своей работе. Научный руководитель маршрутизирует ученика на пути исследовательской работы.

Что не делает научный руководитель: не пишет научную работу за ученика ни в каких обстоятельствах.

Таким образом, ответственность между учеником и научным руководителем распределяется в примерном соотношении “80 – 20”: 80% – участие ученика, 20% – участие научного руководителя.

Как часто нужно общаться с учеником?
Регулярность общения определяется индивидуально между учеником и научным руководителем на усмотрение участников.

Важно, чтобы всем было комфортно от частоты общения: это может быть регулярная связь раз в неделю / две недели / месяц – в этом лучше полагаться на личный комфорт.

Однако важно, чтобы все участники коммуникации соблюдали договорённость, о которой условились изначально. Если вы понимаете, что не успеваете прислать ответ / комментарии / необходимые подготовленные материалы в установленный срок – обязательно предупредите об этом ученика.

Не стоит игнорировать вашу договорённость, так как, скорее всего, это вызовет тревожность и беспокойство со стороны ученика.
Что делать, если ученик перестал отвечать?
К сожалению, такое иногда случается. Вероятно, это связано с расхождением в графиках, нагрузкой ученика или другими обстоятельствами. Для того, чтобы таких случаев было меньше, а коммуникация с учениками была более доверительно и действенной, мы разработали гайд по эффективной коммуникации.

Если вы приняли решение об отказе работы с учеником, то, пожалуйста, обязательно (!) проинформируйте его об этом.

Если ученик хочет продолжить работу внутри исследовательского трека, то помогите ему с контактами коллег, которые могли бы стать новыми научными руководителя проекта.
Могу ли я отказаться быть научным руководителем?
Да, можете. Вы можете выбирать, с какими ученика хотели бы работать в рамках исследовательских проектов, а с какими – нет. Вы можете отказаться быть научным руководителем и в середине/конце исследовательского цикла, если ваш подопечный грубо нарушает договорённости.

Если вы отказываете ученику в научном руководстве, то, пожалуйста, сформулируйте свой отказ в уважительной, поддерживающей коммуникации. Как вариант, предложите ученику контакты других коллег, к которым можно обратиться за научным руководством по интересующей его теме/темам.

Важно, чтобы ваш отказ не стал безвозвратной точкой в погружении ученика в научно-исследовательский мир.
Может ли ребёнок писать проект с научным руководителем не из Школы ЦПМ?
Да, может. Ответственность за поиск внешнего научного руководителя лежит на ученике.

Более того, в обязательном порядке ученику необходимо найти формального научного руководителя из Школы ЦПМ. Это необходимо для фиксации ответственности за конкретный научно-исследовательский проект среди преподавателей Школы ЦПМ.
Made on
Tilda