Этапы исследовательской работы
  • Выбор направления исследования;
  • Выбор темы исследования;
  • Планирование этапов работы + постановка сроков (дедлайнов);
  • Формулирование цели и задач исследования, основных исследовательских гипотез, объекта и предмета;
  • Сбор данных о предмете исследования;
  • Оценка полученных результатов / анализ данных;
  • Оформление работы.

Важно: вы можете выбирать последовательность этапов, ориентируясь на собственные ощущения. Например, если вы не в полной мере уверены в теме работы, но знаете, какие методы хотели бы применить – можно начать с более сильного погружения в изучение теории методологии. Такая стратегия позволит вам сразу вовлечься в работу.

Как выбрать направление исследования?
Работа над исследованием начинается с любопытства, энтузиазма, желания заниматься этим вопросом. Необходимо понять, о чем будет исследование, осознать свои сильные стороны как исследователя в выбранном направлении; принесет ли это пользу вашей будущей деятельности.

Направление и тема могут быть междисциплинарными, то есть касаться двух или нескольких научных дисциплин, находиться на их стыке. Если вы выбираете междисциплинарное направление, то необходимо сообщить об этом научному руководителю, с которым вы будете писать исследовательскую работу. У научного руководителя должна быть необходимая экспертиза для междисциплинарного проекта.

Если чувствуете, что у вас есть затруднение с выбором конкретного направления, попробуйте эти практики:


  1. Практика “первые ассоциации”.
Подумайте о направлениях, которые вам интересны. Лучше всего, если вы интуитивно будете следовать своим запросам, ориентироваться на первые ассоциации. Попробуйте составить список из 7-12 направлений, выпишите их на бумагу или составьте список в заметках телефона/планшета.
Благодаря этой технике получится выявить наиболее волнующие именно вас тематики. Эти направления могут быть на первый взгляд неприкладным, туманными, но если они откликаются именно вам – попробуйте прислушаться к себе и начать двигаться в этих направлениях.

2. Практика “Вопросы себе”.
Эта методика предполагает работу с более глубинными вопросами. Попробуйте сначала поразмышлять над ними самостоятельно. Вот некоторые из них:

  • Предположим, я добился всего и даже больше, чем предполагал изначально. Какое направление исследования я бы выбрал?
  • Если бы я мог выбрать для себя любые направления (а вы можете!), что бы это было?
  • Без чего я почувствую, что теряю часть себя? Почему именно это направление так важно для меня?
При желании после вы можете обсудить свои размышления с друзьями, коллегами, родителями, наставниками. Лучше всего, если вы выберите для обсуждения людей, с которыми вам будет комфортно.

Как выбрать тему?
Хорошая тема для научно-исследовательской работы – это та тема, которая интересна именно вам и вашему научному руководителю.

Сформулируйте тему правильно. Тема должна быть корректной, узкой, ясной. Если у вас возникают трудности – обратитесь к научному руководителю. Скорее всего, это будет хорошим содействием в выборе темы.

Важно: нормально, если по ходу исследовательского проекта вы меняете тему исследования – такое случается, и это окей. Главное – постарайтесь определиться с окончательной темой исследования до окончания 2-ого модуля обучения, чтобы после у вас было достаточно времени для написания качественного исследовательского проекта.

Как спланировать свою работу?
Составьте развернутый и структурированный план своей работы для последовательного движения к цели исследования. Это поможет организовать свою работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, это дисциплинирует и заставляет работать в определенном ритме.

Также согласуйте со своим научным руководителем даты, к которым должны быть готовы определённые части исследовательского проекта. Это поможет вам быть более организованным, так как появится дополнительная ответственность.
Где искать подходящую литературу и источники?

Попробуйте для начала посмотреть подходящую литературу и источники в самых доступных ресурсах: Google scholar, Elibrary.

  1. Для более точного, предметного поиска попробуйте посмотреть источники на более специализированных ресурсах: онлайн-библиотеки университетов, сайты издательств, сайты журналов, сайты исследовательских институций, сайты академических онлайн-сообществ (researchgate.net, academia.edu).
  2. Если хотите достигнуть в поиске уровня Advanced, то стоит посмотреть на ресурсах международных наукометрических баз (WoS, Scopus).

Для любого поиска нужно задать ограничивающие параметры (один или несколько):

  • Ключевые слова;
  • Предметная область;
  • Регион;
  • Авторы;
  • Издание;
  • Универсальные идентификаторы (идентификаторы издания, идентификаторы тематического направления, идентификаторы автора, идентификаторы цифровой публикации и тд).
Как понять, что вы нашли качественный источник?
  • Соответствует вашим ключевым словам;
  • Имеет высокую цитируемость (не только количество цитат, но и где процитировано);
  • Опубликован в авторитетном рецензируемом издании, индексируется в авторитетной наукометрической базе.
Что такое актуальность?
Почему в исследовании важна актуальность? Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность исследовательской работы должна раскрывать необходимость исследования предложенной темы.
Актуальность исследования – это ответ на вопрос: «Почему следует заниматься изучением темы?».

Лучше всего, если в обосновании актуальности будут ссылки на современные статистические данные, исследовательские работы других авторов, публикации по теме в СМИ и др. Благодаря этому вы сможете подтвердить, что направление и тема вашего исследования действительно имеют ценность в научной области знания.
Как определить цель, задачи и гипотезы исследования?
Цель должна быть сформулирована с ориентацией на результат, а не на процесс. Задачи должны отражать систему содержательных (а не технических) шагов по достижению цели. Выбор объекта должен соответствовать теме, цели и задачам исследования.

Исследовательские гипотезы формулируются в терминах и в общем виде раскрывают содержательную идею, которая будет развиваться в ходе исследовательской работы.
Как собрать данные?
Определите, как вы будете получать данные. Существует два метода – эмпирический и исследование по вторичным источникам. Приступайте к проведению исследования в соответствии с выбранным методом исследования. На этом этапе работы собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутых гипотез.
Как анализировать данные?
Эта часть должна представлять собой структурированное изложение результатов работы, возникших на пересечении теоретического и полевого этапов. Результаты как аналитические идеи должны быть организованы в логический и структурированный рассказ, иллюстрируемый эмпирическим материалом.

В результате должен быть представлен эмпирически обоснованный ответ на исследовательский вопрос, например, показано, как феномен устроен.
Что написать в заключении?
Эта часть работы перекликается с введением, здесь обобщаются и тезисно излагаются итоги проведенного исследования, обоснованные исследованием гипотезы оцениваются в свете существующих теорий, обозначается вклад исследования, формулируются направления дальнейших исследований.
Заключение пишется с акцентом не на то, что делалось (процесс), а что конкретно было получено (выводы), т.е. в чем основные итоги проведенной работы. В заключении объясняется, каким образом результаты исследования согласуются с теми или иными теоретическими концепциями, дополняют, уточняют их.
Почему важна оригинальность работы?
В научном мире для исследователей из разных сфер большую ценность представляют оригинальность и самостоятельность работы. Это один из главных этических принципов научного сообщества по всему миру.

Почему это имеет такое значение? Результаты исследовательской работы – это вид интеллектуальных прав (ст. 1226 ГК РФ), владельцами которых можно считать только авторов и/или соавторов исследовательской работы, т. е. людей, причастных к созданию и результатам научно-исследовательской работы.
В случае, когда происходит присвоение результатов чужой интеллектуальной деятельности без указания авторства, можно считать это разновидностью “кражи”; происходит неправомерное присвоение чужих мыслей, идей. Такое неправомерное использование называется плагиатом.
Как написать свою работу без плагиата?

Оригинальность работы должна составлять не менее 80%. Это означает, что не менее 80% исследовательской работы – это интеллектуальный продукт, который являются результатами вашей интеллектуальной деятельности.


Не более 20% исследовательской работы – это корректное (= с указание ссылок) использование текста/инфографики и т.д. То есть допустимым является использование не более 20% от итоговой исследовательской работы чужих результатов интеллектуальной деятельности с обязательным (!) указанием ссылок на авторство.

Для корректного написания исследовательской работы важно придерживаться нескольких принципов, а также внимательно проверять оформление ссылок внутри своей работы.

Обязательно, чтобы в вашей исследовательской работе:

  1. Не воспроизводились ваши собственные работы, выполненные ранее, без ссылки на них в качестве источника;
  2. Не воспроизводились работы, выполненные другими авторами, без указания ссылки на источник учебной или научной литературы, статьи, вебсайта, выполненные задания или конспекты других студентов;
  3. Содержались правильно использованные цитаты и ссылки;
  4. Был включён полный библиографический список ссылок и источников, которые были использованы при написании работы.
Нарушение правил цитирования и указания ссылок рассматривается как обман или попытка ввести в заблуждение. Это будет квалифицировано, как плагиат.

Как проверить свою работу на плагиат?

Для проверки своей работы на плагиат вы можете загрузить свою работу на сайт “Антиплагиат”.


Благодаря этому сервису вы сможете посмотреть процент оригинальности текста, а также скорректировать его перед сдачей работы, если увидите, что в работе неправильно оформлены ссылки/сноски и др. Напомним, что процент оригинальности должен составляться не менее 80% от итоговой работы.
Какие санкции меня ждут, если в моей работе будет обнаружен плагиат?
Перед загрузкой исследовательской работы в “Банк работ” научный руководитель в обязательном порядке загружает работу ученика на сервис “Антиплагиата”. В случае обнаружения плагиата работа аннулируется, учащемуся выставляется “незачет”.
Какой стиль выбрать для написания работы?
В исследовательской работе необходимо придерживаться научного языка, принятой в данной области терминологии, обозначений, условных сокращений и символов.

В тексте исследовательской работе не рекомендуется использование медийных и повседневных клише, жаргонизмов, оценочных и эмоциональных конструктов, постановка риторических вопросов и т.п.
Аргументация должна быть логически выверенной, ясной и точной.
Какие основные правила оформления работы?
Исследовательская работа представляет собой целостный текст, состоящий из взаимосвязанных частей, и включающий в обязательном порядке следующие структурные элементы:
  • Титульный лист;
  • Оглавление;
  • Аннотация;
  • Введение;
  • Содержательные главны (например, теоретическая глава; методическая глава, эмпирическая глава);
  • Заключение;
  • Список использованных источников и литературы;
  • Приложения.
Оформление исследовательской работы происходит согласно государственному стандарту 7.0.5-2008, 7.1-84, 7.82-2001 (ГОСТу).

Требования к оформлению работы
  1. Исследовательская работа должна быть подготовлена в расширении файла Microsoft Word формата doc/docx;
  2. Минимальное/рекомендуемое количество символов/страниц исследовательской работы утверждается на кафедре, на которой пишется исследовательская работа;
  3. Поля устанавливаются следующим образом: левое поле – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
  4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал 1,5. выравнивание текста – по ширине;
  5. Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются, но считаются;
  6. Каждый абзац печатается с красной строки;
  7. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям и т. д.;
  8. Заголовки выравниваются по центру и оформляются без точки. Переносить слова в заголовке не допускается;
  9. Для таблиц / рисунков (далее – инфографики) есть отдельные требования;
  10. Для редактирования математических формул рекомендуется использовать соответствующие приложения компьютерных программ. Каждая формула нумеруется арабскими цифрами. Принципы нумерации аналогичны нумерации таблиц. Номер указывается рядом с формулой в круглых скобках.
Как написать аннотацию?

Аннотация – краткое и емкое изложение текста, дающее читателю представление о содержании и структуре этого текста. Это “текст меньшей длины, который будет передавать основную идею исходного текста” (1).

Типичный объем - 2-4 абзаца, 200-500 слов. Аннотация, как и рецензия, призвана сориентировать, о чем работа, на каких данных базировался автор, из каких структурных элементов состоит работа. В отличие от рецензии, в аннотации эти ориентиры выставляет сам автор текста, и в его интересах сделать аннотацию максимально информативной и точной.
Как правило (но не обязательно) в аннотациях используется безличная форма изложения (“в статье рассматривается…”, “в исследовании показано…”, “в первой главе отражено…).

Типовые формулировки для аннотаций см.: https://www.gramota.net/annotacia.html.

Как оформить инфографику?

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Размер шрифта – 12 пт. Нумерация рисунков и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам, в этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера объекта, разделенных точкой (Рисунок 1.1, Рисунок 2.3 и т.п.).

Оформление таблиц


Каждая таблица должна быть обозначена в документе в виде надписи «Таблица №», выровненной по правому краю строки. После обозначения таблицы обязательно ставится ее название, выровненное по центру строки.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом. Слово «Таблица» указывают один раз в начале таблицы, а над другими частями пишут слова «Продолжение табл.» с указанием номера таблицы. Название при этом помещают только над первой ее частью.

Оформление рисунков


Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. Ниже наименования при необходимости могут быть приведены пояснительные данные.
Пример:
Названия рисунков располагаются под рисунками по центру страницы, названия таблиц – над таблицами, выравнивание по правому краю. На все рисунки (таблицы) должны быть указания в тексте работы. Рисунки (таблицы) необходимо располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. В случае если рисунок (таблица) заимствован из какого-либо источника, под названием даётся ссылка на источник заимствования.
Как указывать аббревиатуры?

В тексте исследовательской работы могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.


Пример: Spotify тестирует NFT (где NFT – невзаимозаменяемый токен) плейлисты с эксклюзивным доступом для владельцев токенов.

Как оформить сноски?

Сноски подразделяются на два типа: внутритекстовые и подстрочные.

Подстрочные используются обычно для дополнительных примечаний. При использовании подстрочных сносок в тексте помещается номер сноски, а внизу на данной странице под соответствующей цифрой приводится высказывание. Нумерация сносок может на каждой странице начинаться заново, а может быть сквозной, т. е. продолжаться на протяжении всей работы. Подстрочные сноски набираются более мелким шрифтом (если основной текст набирается 14 кеглем, то текст подстрочных сносок 12 кеглем).


Внутритекстовые служат для оформления ссылок на цитируемую или упоминаемую литературу. Внутритекстовые сноски оформляются в самом тексте в квадратных скобках, в которых указывается фамилия автора, год публикации и номер цитируемой страницы.


Например: [Радаев 2021: 53], где «Радаев» – автор монографии, «2021» – год издания, «53» – номер страницы. Между фамилией автора и годом ставится пробел; между годом и страницей – знак «двоеточие» и пробел.

Издание, не имеющее конкретного автора, обозначается в отсылке первым словом названия и знаком «многоточие» (например, [Большой... 1998]).

Если автором (авторами) в один год было издано две или более работы, они кодируются буквами после года издания по алфавиту названий.

Например: [Радаев 2021а: 15], где «Воркачев» – автор монографии или статьи, «2003» – год издания, а – место работы Воркачева в списке литературы, «15» – номер страницы.


В тексте всегда должны быть использованы указанные способы отсылки; не допускается использование в случаях повторения ссылки на источник сокращения типа [Там же].


По такому же принципу оформляются сноски на статьи из сборников, журналов и периодических изданий.


Например: [Динерштейн 1995: 190], где «Динерштейн» – автор статьи, «1995» – год издания, «190» – номер цитируемой страницы. В списке литературы обязательно указываются полные выходные данные статьи: Динерштейн Е.А. А.С. Суворин и его газета «Новое время» // Новое литературное обозрение. 1995. No 15. С. 183-193.


В том случае, если у книги или статьи имеются два автора, в скобках через запятую указываются фамилии обоих. Если авторов больше двух, то после фамилии второго ставится указание «и др.». Например: [Радаев, Белявская 2022: 49].


Если цитата расположена на нескольких страницах, все они указываются в сноске: [Радаев 2021: 53-55].


Если в пределах одного предложения дипломной работы цитируется несколько положений, сноска выглядит так: [Радаев 2021: 53, 57].


Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, сноску следует оформить так: [цит. по: Грабельников 2000: 72].


Подобное цитирование возможно лишь в том случае, если первоначальный источник недоступен. При этом необходимо назвать в тексте автора цитируемой мысли.


Если в тексте не приводится конкретная цитата, а формулируется общая идея автора или идет ссылка на исследование (либо несколько исследований) в целом, то номер страницы не указывается.


Например: [Радаев 2021]; [Стребков 2003а; Бердышева 2000].


Если в библиографическую сноску попадает несколько исследований (разных авторов), они располагаются по алфавитному принципу или по общепризнанной степени значимости работ.


Обратите внимание на пробелы и знаки препинания внутри скобок.


Внутритекстовая сноска – это часть предложения, поэтому знаки препинания ставятся по обычным правилам: «цитата» [Радаев 2021: 53]. – Точка после скобок, а не после кавычек; «цитата» [Радаев 2021: 53], текст. – Запятая после сноски, если она расположена в середине предложения.

Что включать в библиографический список?

Все литературные, статистические и другие источники, которые использованы при подготовке текста и на которые есть ссылки в самом тексте.

Как оформить список литературы?

Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке: по алфавиту авторов и названию произведений.


Книги, статьи, периодические издания, справочная и иная литература не разбиваются по отдельным разделам списка.


Содержащиеся в списке литературы источники должны быть пронумерованы (сквозная нумерация). Список должен содержать только те источники, с которыми учащийся действительно работал. Если в список входит литература на иностранных языках, она следует за литературой на русском языке. Работы одного и того же автора располагаются по порядку следования годов издания; работы одного и того же автора и года издания выстраиваются по алфавиту названия и в этом же порядке кодируются буквами.


Источники из Интернета указываются после литературы, изданной на традиционных бумажных носителях. Список литературы оформляется в соответствии с установленными правилами библиографического описания источников (см. примеры ниже).


Указывать издательство необязательно. Но необходимо соблюдать принцип единообразия: или вы нигде не указываете издательство, или указываете его во всех источниках. Количество страниц желательно указать.

Примеры библиографического описания

  1. Книга:
Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. — СПб: Питер, 2001 – 544 с.

2. Статья из журнала:
Григорьев Л. Трансформация иностранного капитала: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2001. №6. С. 15–35.

3. Статья из сборника:
Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. T.I. Под ред. В.М.Гальперина – СПб.: Экономическая школа. 1999. С.78 – 117.

4. Материал из статистического ежегодника:
Основные сводные национальные счета // Российский статистический ежегодник. 1994. – М., 1994. С. 232 – 263.

5. Нормативные документы:
О естественных монополиях: Закон Российской Федерации // Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов – Издание Государственной Думы, 1995. Вып. 12. С. 145 – 158.

6. Интернет-источники:
Для публикаций из сети Интернет указываются: фамилия и инициалы автора (если указан), название (без кавычек), разделительный знак «две косые черты» (//), название сайта или портала в сети Интернет (без кавычек), знак «точка», дата публикации (если указана), знак «точка».
В конце описания источника указывается точный адрес страницы в Интернете и дата обращения к материалу, т.е. дата, когда Вы открывали и читали данный Интернет-ресурс.
Например:
От Екатерины II до Фурцевой: история российского “женского вопроса” в одной книге // Forbes Woman. 26.02.2023. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/485271-ot-ekateriny-ii-do-furcevoj-istoria-rossijskogo-zenskogo-voprosa-v-odnoj-knige. (Дата обращения 27.02.2023).

Как автоматизировать оформление?

Библиографический менеджер - это программа, разработанная для хранения библиографических данных, полных текстов и оформления ссылок и списков литературы.
1. Некоторые надстройки к наукометрическим базам выполняют роль библиографических менеджеров. Например, EndNote Click – https://kopernio.com/.

Функционал этой программы:

  • Совмещенный доступ к подпискам и документам открытого доступа;
  • Поиск и выгрузка pdf;
  • Группировка, метки


2. Zotero – это очень удобное программное обеспечение, которое автоматически собирается все библиографические источники, которые вы используете по ходу своей исследовательской работы.

Функционал этой программы:

  • Навигация по источникам;
  • Группировка источников по темам;
  • Стандартизация ссылок и библиографии;
  • Добавление источников в процессе чтения онлайн;
  • Заметки, добавление источников разных видов (в т.ч. фото и видео).
Made on
Tilda