Кто такой научный руководитель?
Научный руководитель – это преподаватель, который осуществляет руководство научной деятельностью, помогает вам двигаться к намеченной цели. Иначе говоря, научный руководитель – это наставник, который сопровождает вас в течение всего исследовательского пути.

Лучше всего, если вы договоритесь о научном руководстве с преподавателем, с которым у вас совпадают исследовательские интересы. В таком случае научный руководитель сможет с большей вероятностью поделиться своей экспертизой, а также будет более вовлечённым в совместную работу.

Однако стоит предложить научное руководство даже в том случае, если исследовательские интересы изначально расходятся или раньше преподаватель не работал с данной темой. В таком случае есть вероятность вовлечь научного руководителя в новую область научного знания. Помните, что преподаватели очень открыты и с энтузиазмом смотрят на новые темы исследовательских проектов – не бойтесь предлагать что-то новое!
Как выбрать научного руководителя?
Выбор научного руководителя – это очень ответственный этап, ведь научный руководитель становится фактически вашим наставником на всём исследовательском пути.

Во-первых, при выборе научного руководителя стоит обратить внимание на область научного знания, в которой вы заинтересованы больше всего.
Подумайте, какое из направлений вам больше всего отзывается? Литература, биология, а может быть, экономика? Исходя из направления, ваш выбор научных руководителей станет меньше, но, вместе с тем, будет более предметным и ориентированным на ваши исследовательские интересы.

Во-вторых, когда вы уже выбрали область научного знания, нужно внимательно посмотреть на преподавателей выбранной вами области научного знания (кафедры). Внимательно изучите их исследовательские интересы, а также примеры предыдущих работ в рамках научного руководства. Исходя из этого, выберите одного или нескольких преподавателей, с которыми вам будет интереснее всего посотрудничать.

В-третьих, нужно найти контакты преподавателя – свяжитесь с ним через электронную почту или социальные сети (например, через “Вконтакте”).
Вы почти у цели! Остался последний шаг – нужно написать преподавателю с предложением о научном руководстве.

Убедитесь, что ваше письмо написано в вежливом и деловом стиле – это важно для коммуникации в научной среде. Лучше всего, если ваше письмо будет предметным, содержащим конкретное предложение о сотрудничестве в рамках определённого направления (или нескольких), или темы, если вы уже точно знаете, про что хотите писать.

Далее – пример письма с предложением о научном руководстве. Пример – это только база/каркас, который вам стоит адаптировать под свой запрос. Не стоит копировать слово в слово содержание примера – тогда потеряются ваша индивидуальность, стиль и личный запрос.

Пример письма с предложением о научном руководстве:
“Вадим Валерьевич, добрый день!

Меня зовут Ирина, я обучаюсь в 10 классе по профилю “Обществознание”. В этом году в рамках проектной деятельности я выбрала написание научно-исследовательской работы.

Больше всего мне интересна социология, в частности – экономическая социология, поэтому я бы хотела предложить вам быть научным руководителем моей исследовательской работы в этом учебном году.

Мои исследовательские интересы направлены на социологию женского предпринимательства, рынков, а также мне интересна неформальная экономика.

Конкретную тему исследовательской работы мне бы хотелось обсудить подробнее и согласовать с вами. Скажите, пожалуйста, будет ли вам интересно поработать в этом направлении?

С уважением,
Ирина”

Как распределяется ответственность между мной и научным руководителем?
Ответственность за написание, реализацию и защиту исследовательского проекта в первую очередь лежит на ученике. Это прямой интерес, ответственность и обязанность ученика написать качественное исследование и защитить его на комиссии.

Вместе с тем, научный руководитель – важный участник исследовательских отношений. Благодаря научному руководителю учащийся получает экспертизу и обратную связь по своей работе. Научный руководитель маршрутизирует ученика на пути исследовательской работы.

Что не делает научный руководитель: не пишет научную работу за ученика ни в каких обстоятельствах.

Таким образом, ответственность между учеником и научным руководителем распределяется в примерном соотношении “80 – 20”: 80% – участие ученика, 20% – участие научного руководителя.
Как часто нужно общаться с научным руководителем?
Регулярность общения определяется индивидуально между учеником и научным руководителем на усмотрение участников.

Важно, чтобы всем было комфортно от частоты общения: это может быть регулярная связь раз в неделю / две недели / месяц – в этом лучше полагаться на личный комфорт.

Однако важно, чтобы вы соблюдали договорённость, о которой условились изначально. Если вы понимаете, что не успеваете прислать необходимые подготовленные материалы в установленный срок – обязательно предупредите об этом научного руководителя.

Не стоит игнорировать вашу договорённость, а также заставлять научного руководителя напоминать вам о ваших обязанностях. Если такое произойдёт, то научный руководитель вправе отказаться от работы с вами.

Не забывайте, что научный руководитель – такой же человек, как и вы, поэтому действуйте, ориентируясь на уважительную коммуникацию и ценность времени другого человека.
Что делать, если научный руководитель отказался со мной работать?
К сожалению, такое иногда случается.

Вероятно, это связано с расхождением в исследовательских интересах, нагрузкой преподавателя или с более ранними договоренностями с другими обучающимися.

Лучше всего, если вы спросите у отказавшего научного руководителя, к кому лучше обратиться с вашим запросом – преподаватели хорошо ориентируются в исследовательских интересах друг друга, поэтому им легко будет вам порекомендовать другого преподавателя.

Если на этапе рекомендации со стороны отказавшего научного руководителя возникли затруднения, то следует написать руководителю кафедры – в этом случае вас точно должны сориентировать.
Что делать, если научный руководитель отказался со мной работать/больше не работает в Школе ЦПМ уже во время написания исследовательского проекта?
Есть несколько вариантов, если ваша коммуникация с научным руководителем завершилась / научный руководитель больше не работает в Школе ЦПМ уже во время написания исследовательского проекта.

Во-первых, попросить рекомендацию для связи с потенциальным научным руководителем (узнать, к кому следует обратиться) от бывшего научного руководителя.

Во-вторых, если не получилось выйти на нового научного руководителя через обращение к бывшему научному руководителю, то свяжитесь с руководителем кафедры, на который вы писали исследовательский проект – вам должны помочь найти нового научного руководителя.

В-третьих, если на уровне руководителя кафедры не получилось найти научного руководителя, то свяжитесь с менеджером по научно-исследовательской работе (Ирина Миссаль) – она поможет вам найти научного руководителя / поменять вид проектной деятельности (зачётная книжка) / перенести проектную деятельность на следующий учебный год.
Могу ли я писать работу с научным руководителем не из Школы ЦПМ?
Да, можете. Ответственность за поиск внешнего научного руководителя лежит на ученике.

Более того, в обязательном порядке необходимо найти формального научного руководителя из Школы ЦПМ. Это необходимо для фиксации ответственности за конкретный научно-исследовательский проект среди преподавателей Школы ЦПМ.
Могу ли я отказаться от написания исследовательского проекта?
Да, такая возможность есть, но она очень нежелательна.

Скорее всего, вы уже проделали большой путь, поэтому в случае отказа произойдёт эффект невозвратных потерь – часть вашей работы закончится впустую без положительного результата. Возможно, стоит поставить на паузу работу и переосмыслить ваше желание отказаться от исследования.
Мы рекомендуем обязательно обсудить это с научным руководителем в комфортной и доверительной коммуникации.

Если вы чувствуете потерю мотивации / эмоциональное выгорание / стресс / тревогу – мы подготовили для вас материал о том, как поддерживать себя во время написания исследовательской работы. Также мы рекомендуем обратиться за психологической консультацией к специалистам из группы “МОРС”.
Если вы всё же решили отказаться от исследовательской работы, то вам необходимо обязательно сообщить об этом научному руководителю и тьютору. Тьютор должен будет сообщить об этом менеджеру по набору и академическому сопровождению обучающихся с указанием выбора новой формы проектной деятельности (единственная возможная опция – зачётная книжка). Это необходимо сделать не позднее, чем за две недели до защиты исследовательской проекта на комиссии. Дату защиты уточните у научного руководителя / руководителя кафедры, на которой вы пишите исследовательскую работу.

Если вы пишете работу, обучаясь в 10-ом классе, то у вас есть возможно перенести исследовательскую работу на период обучения в 11-ом классе.

Когда я должен сдать проект?
Срок сдачи итогового проекта утверждается каждой кафедрой самостоятельно после согласования с менеджером Отдела набора и академического сопровождения учащихся.

Наиболее распространённой практикой является сдача итогового проекта научному руководителю за две недели до защиты исследовательского проекта на комиссии. Точную информацию необходимо узнать у вашего научного руководителя.

Зачем нужен отзыв научного руководителя / рецензента?
Отзыв научного руководителя / рецензента на вашу исследовательскую работу – это один из “инструментов” более беспристрастной оценки исследования.
Благодаря этому “механизму” научного мира появляется возможность более беспристрастно оценивать исследовательскую работу. Это создаёт условия для большей валидности и достоверности работы.

Более того, благодаря этим отзывам вы лучше сможете подготовиться к защите на комиссии, ведь научный руководитель / рецензент укажет в отзыве / рецензии слабые и сильные стороны работы, даст развёрнутые комментарии. В общем, это исключительно в ваших интересах :)

Срок отправки отзыва научного руководителя / рецензия утверждаются на каждой кафедре самостоятельность после согласования с менеджером Отдела набора и академического сопровождения Школы ЦПМ. Распространённой практикой является отправка отзыва за 7 дней до защиты проекта, но сроки могут быть другими (уточняйте у научного руководителя вашего проекта).
Made on
Tilda